…Алматинский школьник Акназар Кажымурат получил приглашение учиться в Гарвардский университет (штат Массачусетс, США) по исключительной программе, покрывающей обучение, проживание, страховку, питание и т.д.
Напомним, что каждый год на одно место в этом университете претендует около 15 человек. Или, говоря иначе, поступают только шесть человек из ста желающих. Ожидается, что в 2019-м приемная комиссия примет более 37 000 заявлений, но студентами станут только около 2 000. Выбор проходит по принципу: лучшие из лучших.
Надежная «пенсия»
Сдавая в апреле прошлого года экзамены для желающих поступить в американские вузы, ученик 11 класса Назарбаев интеллектуальной школы Акназар Кажымурат сдал экзамен ACT (American College Testing), который состоит из четырёх тестов: английский язык, чтение, математика, научное рассуждение. Достигнутый им результат - 36 баллов из 36 возможных, как сообщается в интернете, показывают только 0,1% экзаменуемых. Кроме английского, школьник из Казахстана в равной степени хорошо владеет испанским, русским, казахским, турецким. Следом за языковым экзаменом юный алматинец сдавал Subject Tests по математике, физике и биологии. И тоже набрал по максимуму – по 800 баллов из 800 возможных по каждому предмету. Как ему это удалось? Может, он вундеркинд?
- Нет, нет и нет, - утверждает его отец, житель Алматы Арман Абдуллаханов (он сейчас магистрант АГУ им. Абая). - Многие родители хотят результатов здесь и сейчас. Но – увы! Так не бывает. Их надо методично закладывать за десятилетия вперед. Говорят ведь, что любой человек может стать гуру в своем деле, если потратит на него 10 000 часов.
С момента рождения старшего сына я знал, что он умный, способный, одаренный и т.д. Галина Григорьевна Ишимова, первая его учительница, педагог от бога, вообще считала Акназара чуть ли не вундеркиндом. Но одно дело – чувствовать заложенные природой задатки и говорить о них, другое – выявить талант к чему-то конкретному. Когда Акназар учился в начальных классах, то одновременно посещал 12 кружков во Дворце школьников Дворец школьников, стадионах «ЦСКА», «Динамо», спорткомплексе «Темирдос», культурном центре «Алмарасан» и т.д. Я считал, что это моя отцовская миссия – дать шанс своим детям получить хорошее образование, особенно с учетом того, что происходит в нашей накопительной пенсионной системе. Все-таки у меня больше веры в эту «пенсию», чему в ту, которую мы откладываем.
Поэтому свой рабочий график я подгонял под сына, чтобы он мог разносторонне и гармонично развиваться. Кружки были хороши и полезны все. Плавание - тем, что развивает дыхание, способствует росту, снимает стресс. Футбол учит работать в команде. Языковые курсы – английский, казахский и испанский – понятно для чего: чем больше языков знаешь, тем более конкурентоспособен и тем лучше память. Шахматы и робототехника развивают интеллект, делают человека организованным. Фехтование, вокал, домбра, резьба по дереву нужны для общего развития.
Ни минуты покоя
- Где вы находили время на бесконечные кружки? Или делали ставку только на одного из своих сыновей? У вас ведь их трое.
- Акназар пошел в школу, когда среднему было всего два годика, а младший только родился. Эти двое тогда больше нуждались в материнском внимании, чем в моем. Чтобы инвестировать в старшего, я искал работу, не требующую моего постоянного присутствия. То есть был больше фрилансером. Иногда бывало так, что занятия в школе заканчивались в 13.30, а в 14.00 начинался, к примеру, английский. Пока ехали до Дворца школьников (все кружки в основном находились там), сын перекусывал прямо в машине, переодевался и шел на занятия, захватив с собой полдник. После английского съедал бутерброд и отправлялся на футбол, следом с яблоком в зубах на плавание, а дальше мы с ним ехали на испанский. Вот так и крутились. У нас бывали моменты, когда ребенок уставал от такого графика. Тогда я давал ему отдохнуть два-три дня. Дети, к счастью, в отличии от взрослых быстро восстанавливаются.
После 6 класса Акназар поступил в казахско-турецкий лицей. Почему мы выбрали именно его? Потому что наши даже лучшие школы, делая упор на одно какое-то направление, отстают в других. В РФМШ, в лицеях №34 и 165 хорошо преподают математику, но там дети не говорят, как правило, на английском и совсем не владеют казахским. То же самое можно сказать, поменяв местами, о лингвистических гимназиях. В очень хороших спортивных школах-интернатах будущие чемпионы очень слабы по общеобразовательным предметам. А я бы хотел, чтобы все эти три момента имели место быть в одной школе. К тому же у нас слишком «большой разбег» между школами. Особенно между городскими и сельскими. Когда качественное образование станет более доступным для всех, тогда у нас гораздо больше талантливых детей будут иметь возможность поступать не в последние вузы мира. И второй момент – нужно создавать при школах различные развивающие кружки. Хотя бы базовые: шахматы, языки и самые демократичные виды спорта.
А на КТЛ я вышел случайно. В 2007 году летел из Стамбула в Алматы. Когда сидевший рядом гражданин Турции заговорил со мной по-казахски, я вдруг поймал себя на мысли, что мне очень стыдно: он владел моим родным языком гораздо лучше, чем я. Узнав от соседа, что он преподает в КТЛ, я сделал засечку в памяти, что стоит обратить внимание на эту школу.
Сдавая через несколько лет вступительные экзамены в КТЛ, Акназар занял одно из первых мест по результатам, хотя конкурс был серьезный – 30 человек на место. Что меня поразило – ребята, которые пришли в школу, совсем не зная казахского, меньше, чем через год, 25 мая, на линейке в честь окончания учебного года, свободно говорили на государственном языке.
Акназар проучился в КТЛ всего год. Когда он закончил там 7 класс, мой друг, учитель из СШ № 56 Алматы, где в советские времена учились дети партийной номенклатуры, посоветовал обратить внимание на Назарбаев интеллектуальную школу. Их завуч, по его словам, побывав недавно в Талдыкоргане в местной НИШ, приехала потрясенной уровнем подготовки детей. И мы решили попробовать. Тем более, что в КТЛ ездить было тяжело. Школа находится совсем в другом конце города, чтобы добираться до нее на общественном транспорте, надо было тратить два-три часа, а я возить не мог, у меня к тому времени финансовые возможности иссякли.
В НИШ Акназар поступил также легко, как и в КТЛ: на одно место претендовало 8 человек, а у него был седьмой результат среди поступавших. Правда, первый год здесь он чуть «просел»: на его способности по физике особого внимания не обращали. В КТЛ у него был очень грамотный учитель по физике. Мехмет-бей считал, что у Акназара серьезный потенциал по его предмету, и если он будет заниматься, то ему будет по силам выигрывать мировые олимпиады по физике. Будучи еще семиклассником, сын под его кураторством участвовал в республиканской олимпиаде для 9-классников, где занял третье место. После этого его для обкатки взяли на проходившую в Астане международную олимпиаду для внеконкурсного участия. Там он тоже показал хорошие результаты и вероятно взял бы бронзу, если бы был полноценным членом казахстанской команды.
В НИШ на его способности в области физики обратили внимание только на второй год, когда пришел новый директор - Олег Юрьевич Пак со своей командой учителей. И Акназар снова стал показывать результаты по этому предмету на олимпиадах и параллельно по математике, к которой у него тоже лежит душа.
Отец-одиночка
- А в остальных детей вы также вкладываетесь?
- Не очень. С ними я упор делаю на базовые вещи - английский и казахский, и борьба. На второстепенные вещи, на которые хотелось бы ходить тоже, возможностей осталось мало, поскольку я и сам тоже решил учиться дальше - сейчас я магистрант АГУ имени Абая со стипендией в 53 тысячи тенге.
- Как дорого обходится семье образование вашего старшего сына?
- Это сложный вопрос. Час моей работы в юридической компании, где я работал, пока Акназар не пошел в школу, стоил сто долларов. Но я предпочел перебиваться случайными заработками (лишь бы на хлеб хватало), чтобы инвестировать свое время в будущее сына. Моя мама, то есть бабушка моих мальчишек, тоже много времени уделяла и уделяет и Акназару, и двум младшим мальчикам.
Если вы хотите спросить, могут ли другие родители тоже подготовить своих детей для поступления в лучшие вузы планеты, то я уверен, что могут. Другой вопрос, что возможности сейчас снижаются. Объясню - почему. Раньше во Дворце школьников все кружки, куда мы ходили, были бесплатными, сейчас они стоят примерно от пяти до 8 тысяч тенге каждый, а футбол в академии «Аякс» вообще 20 тысяч.
- Вы, кажется, сыновей воспитываете один?
- Это громко сказано, мне помогает моя мама. …Многие меня спрашивают: «Ты что, забрал детей у матери?!» Боже упаси! Экс-супруга закончила с красным дипломом КазГЮА, так что голова у нее соображает не хуже моей. Если бы у нас были девочки, то они бы остались с ней, а я бы был воскресным папой. В данном случае мы с ней поменялись ролями. Когда мы с женой разводились, я объяснил ей, что поскольку мы оба желаем добра нашим мальчикам, то они, чтобы стать в будущем умными, сильными и успешными мужчинами, должны получить мужское воспитание.
В идеале, конечно, было бы лучше, чтобы рядом с детьми были оба родителя, но так получилось. Я подозреваю, что больше половины казахстанских семей сейчас находится в таком состояний.
Цена элитного обучения
(фрагмент из статьи о Гарвардском университете, опубликованной в выходящем в Германии русскоязычном журнале «Партнер» - №10 (217) 2015г.).
«В среднем стоимость платного обучения за год держится на отметке 40 тысяч долларов. Помимо этого, студенту придется заплатить около 8 тысяч за общежитие, 2 тысячи стоит страховка, 5 тысяч плата за проезд в общественном транспорте плюс более 5 тысяч в год на личные расходы, включая питание. Вопреки сложившемуся мнению о богатых студентах, только 30% учащихся оплачивают обучение самостоятельно, остальные 70 % получают материальную поддержку от вуза, покрывающую стоимость обучения, а порой и жилья. В университете существует огромное количество доступных стипендий. Кстати, чтобы получить грант на финансовую помощь, нужно «только» поступить в университет и предъявить документ, подтверждающий, что годовой доход родителей менее 65 тысяч долларов в год. Помимо этого университет находит подработку «бедному» студенту на территории кампуса. Существуют также исключительные программы, которые покрывают полностью все расходы, включая перелет, страховку, питание, личные расходы. Университет может предоставить и кредит. Кстати, Барак Обама выплатил полную сумму кредита, данного ему на обучение в Гарварде, как раз перед тем, как был избран президентом США. Однако при кажущейся финансовой доступности стоит помнить, что, прежде всего нужно убедить университет в том, что его финансовая помощь будет оправданна и из «сырого» абитуриента вырастет преуспевающий специалист, способный прославить имя Гарварда. Пожалуй, это самая главная и сложная задача».
"Россия представляет Европу на шестом месте, в то время как соседний Казахстан, доселе известный только Боратом и тем, что был частью Советского Союза, превзошёл все ожидания и расположился на девятом месте в списке самых умных школьников в мире. Может ли это быть признаком появления новой интеллектуальной сверхдержавы?" – задаются вопросом исследователи портала.