- Вопрос о целесообразности родительских комитетов звучит, мягко говоря, непрофессионально, - заявляет Елена Дмитриенко, президент республиканского союза детских общественных организаций «Жулдыз». – Родители должны участвовать в педагогическом процессе школы, знать, что и как происходит с ребёнком, имеют право вносить свои предложения, указывать на недостатки. Как правило, в состав родительских комитетов избираются люди компетентные, имеющие своё собственное мнение и умеющие отстоять позиции всех родителей.
По словам Елены Дмитриенко, речь идет о судьбе ребёнка, о проблемах в образовании данного конкретного учебного заведения. Поэтому на вопрос, должны ли быть родительские комитеты, ответ - однозначно ДА. Родители с их помощью могут участвовать в основных школьных процессах в интересах детей, для соблюдения их законного права на образование, достойную жизнь, на детские инициативы. Иначе какая это демократия?
- Что касается поборов – считаю, что эта тема приобретает форму фейковой информации в соцсетях и СМИ. В каждой школе есть попечительские советы, есть специальные счета, на которые желающие родители или меценаты добровольно могут внести средства – какие могут быть вопросы? - объясняет специалист.
- К сожалению, родительские комитеты стали ассоциироваться только с денежными поборами, но это неправильно, - отмечает Айгуль Мукашева, заместитель председателя Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки.
- Я, как мама детей школьного возраста, хочу сказать: родительские комитеты необходимы, ведь по любым возникающим вопросам в организации учебного процесса родители в первую очередь обращаются к представителям родительского комитета, который является реальным связующим звеном между родителями и учителями. Комитет проводит большую организационную работу в классе, мероприятия, которые благоприятно влияют на детей, способствуют сплочению ребят друг с другом, улучшают микроклимат в детском коллективе, взаимодействие, дружбу. Здесь роль родительских комитетов принижать не надо. Попечительские советы решают вопросы на уровне школы, а все вопросы на уровне класса – это то, чем занимается родительский комитет.
- Как можно ликвидировать институт родительских комитетов, когда их миссия незаменима и не может иметь альтернативы? – задаётся вопросом Ерлан Сламбеков, директор лицея-интерната для одарённых девочек «Білім – Инновация» акимата Астаны.
– Все вопросы, которые могут возникать друг к другу у школы и родителей, решают именно родительские комитеты. Учителя должны дать детям хорошие знания. Их главная задача – учить, как и воспитывать. Без помощи родительских комитетов не обойтись. Они берут на себя многие организационные моменты: встречи с интересными людьми, культурно-досуговые мероприятия. А ещё родительские комитеты осуществляют при необходимости и работу по связям с общественностью, - объясняет руководитель.
Ерлан Сламбеков приводит пример из собственной практики. Лицей 15 лет (!) не имел собственного здания, кочуя из школы в школу. Родительский комитет эту проблему неустанно озвучивал на самых разных уровнях, в разных инстанциях.
- И вот результат - 1 сентября этого года мы впервые шагнули в распахнутые двери собственного здания! Нормальное функционирование любой школы - я думаю, со мной согласятся мои коллеги-директора - без родительских комитетов сложно представить. Попечительский совет собирается 2-3 раза в год, решает более крупные задачи, а родительский комитет работает весь учебный год и решает вопросы сразу по ходу их возникновения, - говорит директор лицея.
Зачем пытаться сломать годами сложившуюся правильную, необходимую практику работы с родителями? Образование детей - это взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, в котором должны участвовать как школа, так и родители. Такое мнение высказала Шолпан Каринова, директор департамента дошкольного и среднего образования МОН РК.
- Этот процесс не может быть односторонним. Кроме уроков и учёбы, для детей важны проходящие в школе и классе мероприятия, кружки, секции, которые опять же без согласования с родителями осуществляться не могут. Родители должны знать, чем интересуются их дети. Тем более сегодня, когда в школах, с введением критериального оценивания, растёт важность обратной связи учителей с родителями. В законе «Об образовании» есть 49 статья, где оговариваются права и обязанности, взаимодействие родителей и школ через родительские комитеты, то есть их существование предусмотрено законом, - говорит она. - Безусловно, родительские комитеты не должны заниматься сбором денег, их задача в другом – связи между школой и семьёй. И без этой связи образование не может двигаться вперед. У каждой стороны есть своя роль в образовании детей.